ТЕПЛЕЕ, ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ…Скайактивные технологии для Mazda – хотя бы временный повод откреститься от гибридов, взамен из обычных двигателей внутреннего сгорания выжали все, на что они способны без полного переосмысления концепции. Если помните, в двухлитровом бензиновом моторе инженерам Mazda удалось повысить степень сжатия до 14:1, что для серийных двигателей очень много. В 2,2-литровом (2191 см3) дизеле степень сжатия, наоборот, уменьшили до предела – до тех же 14:1 , тогда как «В норме» моторы на тяжелом топливе работают при соотношении 16-18:1. При таком низком давлении нагрев рабочей смеси недостаточен для правильного воспламенения, но эту проблему решили с помощью системы VVL (VariaЫe Valve Lift). На впуске один из двух выпускных клапанов приоткрывается, позволяя части раскаленных отработавших газов попасть обратно в цилиндр, за счет чего температура смеси повышается примерно на 60 градусов, и она воспламеняется лучше прежнего. Ну и, конечно, двухступенчатый турбонагнетатель с изменяемой геометрией лопаток тут как тут, куда же нынче без него – «битурбо» устраняет провал на низких оборотах. Мощность форсированного варианта двигателя Skyactiv-D -175 л. с. при 4500 об/мин, крутящий момент 420 Н м при 2000 об/мин. Такой Skyactiv практически по всем (включая объем мотора) показателям лучше, чем, например, самый крутой дизель для огромного пикапа VW Amarok. С экологией и экономичностью тоже полный порядок – мотор уже вписывается в еще не принятые нормы Евро-6, а заявленный расход топлива не превышает 6 литров на 100 км в городском цикле. В принципе так оно и было, правда, в смешанном режиме, потому что я частенько разгонялся до 1 00 ... миль в час (это примерно 160 км/ч по-нашему), забывая про специфическую оцифровку спидометра. ЖАЛЬ, ЧТО ТЕБЯ С НАМИ НЕТНе буду томить – он тянет. Никогда еще мне не приходилось радоваться дуэту высокотехнологичного современного дизеля и механической КПП, но Mazda СХ-5- тот самый единственный случай. Если все же руководство компании решится на поставки такой комплектации в Россию (пока об этом ничего не известно) - брать стоит именно ее, хотя гарантированно, что это будет не в пример дороже. Но удовольствие от вождения того стоит, вспомните свои первые поездки по городу – как утомительно было делить внимание между соседними машинами, угадыванием собственных габаритов и переключением передач. Сидя за рулем справа, я испытывал примерно те же чувства, что двадцать пять лет назад и несколько сэкономленных на переключениях процентов моего внимания оказывались как нельзя кстати. Но любая наглость имеет пределы, когда кроссовер задергался на выезде с круговой развязки, коллега заметил: « Вообще-то со скоростью 30 км/ч на пятой передаче не ездят». ВЫ НЕССИ НЕ ВИДЕЛИ?Технология «Скайактив» на острове Скай ... Если посмотреть на карту Соединенного Королевства, это на север и чуть-чуть левее, там где в середине мая холодные дожди, температура +3 градуса по Цельсию, на асфальте по утрам бывает мокрый снег, а пронизывающий ветер забирается под штормовку. Организаторы не упустили возможности предаться символизму, но место нашего тест-драйва было выбрано не только из-за созвучия названий. Холмы, извилистые дороги шириной в одну машину (а куда больше, если ездить некому) помогли оценить дизельный мотор СХ-5 во всей красе. Да и сам Хайленд хотелось бесконечно впитывать глазами. Глядя на эти прекрасные холмы и озера, сразу понимаешь истоки патриотизма шотландских горцев. Даже отвратительная местная погода не портит впечатление – в дождливой и туманной мгле горы встают еще величественней, а вода делается такой таинственно-свинцовой, что поневоле начинаешь верить в существование лохнесского чудовища. Да, мы были на озере Лох-Несс и видели те самые странные, узкие полоски ряби на воде - «Следы» невиданного зверя. Возможно, кто-то из многочисленных туристов видел и само чудище: шотландский односолодовый виски – волшебная штука. В баре поместья Торридон, например, более 350 сортов «воды жизни», и все местные свято верят в Несси как в нескончаемый источник дохода. В десяти минутах езды от озера один из аборигенов по случаю устроил нам маленький краш-тест. Молодой парень на Renault Clio долго висел на хвосте, а когда мы остановились пропустить встречный грузовик, въехал точно в середину заднего бампера. «Морда Clio – в щепки, кузов СХ-5- без повреждений, даже пластик выдержал, если не брать в расчет трещину, вовсе незаметную на фотографиях. В том, что оптимизированная силовая структура «скайактивного» кузова отлично распределяет и поглощает энергию удара, мы убедились на практике. Будь мы на его месте, аварии удалось бы избежать: Mazda СХ-5 опционно оснащается SCBS (системой предотвращения столкновений на скорости до 30 км/ч) - она сама останавливает машину. В Торридане мы и ее проверили, правда, с помощью упругого щита, который держали в руках организаторы, - работает.
Движок прилично тянет уже с полутора тысяч, можно спокойно, как в былые времена, стартовать со второй передачи и быстренько переходить на четвертую. Но и крутится он отлично! Разгон до сотни за 8,8 секунды, «максималка» 207 км/ч (бензиновый 187 км/ч), тяга не пропадает до 5000 об/мин, так что пристально следить за тахометром и лихорадочно дергать «Кочергу» на обгонах не нужно. Мотор отлично дружит с шестиступенчатой МКПП, пере-дачи подобраны оптимально, ходы короткие, четкие – даже переключаясь левой рукой, я ни разу не промахнулся. А вот руль с электроусилителем чуть пустоват в околонулевой зоне, хотя с ускорением, как и положено, наливается приятной тяжестью. В дизельной СХ-5 на скорости тише, чем в бензиновой, а потому после 100 км/ч отчетливо слышен ветер в больших боковых зеркалах. 1-Stop в сочетании с «механикой» не порадовал, хотя он так же быстро, как на «бензинках» с «автоматом», выключает и включает двигатель. Если постоять минут десять, он требует перезапустить машину кнопкой стартера – дико неудобно в наших пробках, хорошо что «глушилку» можно отключить. Вместо « механики» дизельная СХ-5 может оснащаться и шестиступенчатым «автоматом», он немного тяжелее того, что на бензиновых машинах, потому что рассчитан на больший крутящий момент. Жаль, нам не удалось его попробовать, а вот возможность прокатиться на кроссовере с дефорсированным (150 л. с. при 380 Н м) дизельным мотором я упустил без сожаления. В Европе доступны оба двигателя с любой трансмиссией на выбор, и не дай бог «маздовцы» зашлют к нам именно «усеченный» вариант, как это сделали из-за налогов с бензиновыми автомобилями, в данном случае решаться на покупку дизеля только ради экономии топлива - себя обкрадывать.
|